Сторителлинг как увлекательный образовательный метод для дошкольников
Автором методики сторителлинга – искусства увлекательного рассказа – является Дэвид Армстронг. Он понял, что донести что-то до человека получится лучше, если подать мысль или идею в виде живой интересной истории. В русском языке есть подходящий синоним – сказительство, ведь и сказки, и мультфильмы – это тоже образцы сторителлинга.
Техника сторителлинга, который успешно используется в образовании, позволяет эффективно формировать нужные психологические взаимосвязи. Они в свою очередь управляют чувствами и вниманием слушателя, правильно расставляют акценты. В итоге такие истории запоминаются надолго.
В педагогике сторителлинг выступает в качестве техники для развития и обучения ребенка. Истории выполняют мотивирующую, воспитательную, наставническую функции. В такой истории обязательно будет конкретная структура и интересный герой.
Структура и виды педагогического сторителлинга
Структура техники сторителлинг имеет четыре основных элемента:
- Вступление – короткая часть, связанная с главной темой, в которой обозначается постановка вопроса или проблемы, требующей решения. Задача вступления – привлечь слушателя, зацепить его внимание, заставить сосредоточиться. Здесь не будет подсказки к решению проблемы, но зато присутствует обращение к реальному опыту ребенка;
- Развитие событий – демонстрация характеров персонажей, сюжетных направлений. Слушатели вникают в проблему или конфликт, ситуация, описываемая в истории, становится напряженнее;
- Кульминация – апогей напряжения, после чего следует раскрытие тайны или появляется решение проблемы;
- Заключение – краткий итог истории, мораль.
Педагогический сторителлинг бывает трех видов:
- Классический – педагог рассказывает реальную или вымышленную историю из жизни. Дети получают конкретную информацию, доступно изложенную и легкую для запоминания;
- Активный – педагог задает основу события, обозначает проблему, ставит цель и задачу. Предполагается вовлечение слушателей в процесс формирования и пересказа. Посредством такого сторителлинга передаются умения и навыки;
- Цифровой – рассказ истории с использованием дополнительных визуальных компонентов (инфографика, видеоролики и т.п.)
В работе с детьми-дошкольниками можно использовать разные виды сторителлинга. В основе могут лежать:
- Реальные ситуации – жизненные ситуации, требующие решения. Помогает сплотить коллектив благодаря возможности групповых обсуждений;
- Повествование – информация, которая поможет повысить интерес к данной теме;
- Сценарий – история, частью которой является ребенок, напрямую влияющий своими решениями на ее финал. Помогает применить на практике полученный ранее теоретический опыт;
- Проблемные ситуации – проблема, требующая решения с наилучшими результатами. Помогает детям развивать навыки выхода из таких ситуаций.
Что поможет создать хорошую историю
Обращаясь к сторителлингу в работе с детьми, важно помнить, что нужно учесть при создании истории:
- возрастные особенности и уровень развития;
- наличие в истории персонажей с характерными чертами, основного героя, симпатичного слушателям;
- у слушателей должна проявляться эмпатия.
В процессе рассказа педагог может взаимодействовать с детьми – задавать вопросы, привлекать к обсуждению. У фактов должен быть эмоциональный фон, приветствуется подача с юмором. Чтобы развивать у детей гибкость ума, нужен символический язык ярких историй. Помните, что у ребенка воображение и фантазия развиты куда сильнее, и используйте это.
Чем хорошо применение сторителлинга для дошкольников
У педагогического сторителлинга имеется несколько преимуществ:
- он делает занятия разнообразнее, заинтересовывает детей везде и всегда, притом без материальных затрат;
- истории развивают фантазию и логику ребенка, способствует культурному образованию, обогащает речь, помогают перерабатывать внешнюю информацию;
- правила и прочая информация, которую нужно запомнить, лучше усваивается в формате историй;
- может использоваться в совместной деятельности детей.
Таким образом, сторителлинг становится отличным эффективным методом преподавания материала.