Проблемы многозадачности у детей
Если посмотреть на современных детей, то можно увидеть, что они ушли далеко вперед от хрестоматийного Юлия Цезаря, который был способен делать три дела одновременно. Школьник может одновременно выполнять домашнее задание, разговаривать по телефону, смотреть телевизор, ужинать и переписываться с другом в чате. Таких детей журнал «Time» назвал многозадачными, а ученые вывели феномен «подростковой многозадачности». Но не любая многозадачность людям под силу, а особенно та, которая связана с умственной деятельностью.
Подростки, которые способы выполнять больше трех дел сразу, не выпускающие из рук телефон или планшет, безусловно, считают себя крутыми. Только вот зарубежные психологи говорят, что эта многозадачность – скорее иллюзорная. При выполнении нескольких дел сразу невозможно сконцентрироваться, а значит результативность будет сильно страдать. Вряд ли импульсивный ребенок, который одновременно играет на телефоне и смотрит телевизор, сможет качественно выполнить домашнее задание. Его внимание постоянно переключается, а о том, чтобы задача была выполнена как следует, он обычно не думает.
Ученые, которые изучали проблему многозадачности при помощи МРТ мозга, установили, что за переключение внимания отвечает зона, которая расположена спереди префронтального кортекса. Именно эта часть человеческого мозга формируется позже, чем другие, и разрушается раньше. Потому многозадачность не под силу маленьким детям и пожилым людям. Зона мозга, о которой идет речь, позволяет нам ставить долговременные цели и запоминать о заданиях, которые не были доведены до конца, а также делить большие задания на несколько меньших по размеру для того, чтобы мы эффективнее с ними справлялись.
Переключаясь между несколькими задачами, мы тратим много времени, а это в свою очередь оказывается неэффективно. Продуктивнее решать задачи по одной – так мы не только будем не терять время, но наоборот экономить его.
Многозадачные дети теряют способность концентрировать внимание, что очень мешает им в изучении школьных предметов. Соответственно страдает самая важная деятельность школьника – учеба. В будущем это может сулить ему нерадостные перспективы, если он не откажется от жизни в режиме многозадачности во взрослой жизни. Так, став например, офисным работником, бывший школьник рискует получить синдром приобретенного дефицита внимания. В ситуациях, предполагающих обработку слишком больших объемов данных, он будет постоянно ошибаться. Ученые говорят, что причина этих ошибок заключается в страхе, который мешает нормально функционировать головному мозгу, которому не хватает «оперативной памяти» (если проводить аналогию с компьютером).
Как стоит и как не стоит родителям вести себя с «многозадачным» ребенком
Родителям стоит учитывать, что такого ребенка не нужно перегружать просьбами и занятиями, чтобы избежать дефицита времени. Важно, чтобы он умел концентрироваться на одном задании – мама или папа должны объяснить чаду, что лучше выполнить сначала одно дело, затем другое и тогда оба будут сделаны качественно. А чтобы сын или дочь не «уходили» в мир гаджетов и соцсетей, не выпуская из рук телефон даже во время обеда и других занятий нужно проводить с детьми как можно больше времени. Полезно быть на одной волне с ребенком, помогать ему решать его проблемы, учить сострадать и понимать других.
Если ребенок плохо учится, ведет себя отстраненно – не нужно его ругать за это, как не нужно «отправлять» компьютер и телефон под запрет без объяснений. И уж тем более не стоит хвалиться многозадачностью сына или дочери перед другими и поощрять ее. Родителям стоит помнить, что чем младше их чадо, тем более рано ему становиться многозадачным, чтобы не разочаровываться в себе.