Помощь родителей ребенку при адаптации в школе
Школьные годы – важный этап в жизни каждого ребенка. Но, к сожалению, не все дети любят посещать учебное заведение, да и пойти в первый класс – значит получить сильный стресс. Ведь еще вчера малыш ходил в детский сад, а сегодня его жизнь сильно поменялась, в ней появились учителя, домашние задания и необходимость высиживать все уроки, где если захочется что-то сказать, то надо поднимать руку, ходить в столовую только на переменах и вообще соблюдать определенный режим. Иногда сын или дочь нуждаются в помощи родителей, чтобы преодолеть стресс и адаптироваться к новому укладу жизни.
Очень важно, чтобы ребенок был готов к школе – не только интеллектуально, но и эмоционально. Только когда он адаптирован к занятиям, он может без проблем усваивать новые знания. Задача родителей – подготовить ребенка, проследить, чтобы определенные действия чадо выполняло на автоматизме, например, быстро умело завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Тогда после урока физкультуры не придется тратить всю перемену на то, чтобы переодеться – это время можно потратить с пользой. Когда ребенок будет успевать в мелочах – ничто не будет отвлекать его от сосредоточения на уроках, учиться станет и интереснее, и проще.
Как родителям понять, что первоклассник успешно адаптируется к школе? Говорить об успехе или неудаче можно только после того, как он проучится первые полгода. В школах детей тестируют чтобы потом огласить результаты родителям. Если у какого-то ребенка будут выявлены проблемы, то школьный психолог должен обратить на это внимание родителей и предложить им схему действий для таких случаев.
Нормальной адаптации первоклассника могут помешать неумение вести себя в школе и неумение общаться. Иногда дети не вполне осознают как важно вести себя на уроке в соответствии с установленными правилами. Ребенок может легко отвлечься и прослушать что говорит учитель и естественно не понять, возможно даже обидеться. Не умеющий себя правильно вести на уроке мальчик может начать отвлекать других, а в худших случаях даже срывать урок. Родители, до сведения которых это доведет педагог, могут подумать, что их чадо хулиганит. А на деле ребенок просто заскучал оттого, что слушает что-то неинтересное, ведь он отвлекся и прослушал.
Как быть если родители не знают что делать? Обратиться к помощи профессионалов – педагога, психолога. Можно брать индивидуальные или групповые занятия, их целью становится проработка проблемных моментов, решение конкретных ситуаций, стабилизация эмоционального состояния ученика. Маленькие дети знают лишь один способ решать трудности – слезы. Но плакать на уроках нельзя, здесь нужно искать другие методы. А родителям нужно понять, что их ребенок не плохой и не неправильный, просто он нуждается в помощи взрослых.
Думать, что такие проблемы есть только у первоклассников неверно. На самом деле с ростом нагрузки появляются и подобные трудности. Это может быть и во втором, и в пятом классе. Ребенок знакомится с новыми учителями, новыми предметами и все это стресс для него, как и смена привычного режима.
Если ребенок не ходил в детский сад перед тем как пойти в первый класс у него могут возникнуть некоторые сложности в плане коммуникации со сверстниками, ведь такого опыта у него недостаточно. Он не находился в одной группе со всеми и не жил вместе с ними по определенному распорядку. «Детсадовские» дети привычны к нему и уже знают, каково это – соблюдать правила, устанавливаемые взрослыми. Для ребенка, который в сад не ходил, это будет в новинку и ему придется привыкать.
Некоторые родители считают, что их ребенок готов пойти в школу уже в шесть лет. Мнения специалистов в этом вопросе расходятся. Даже если принять факт, что некоторые дети действительно уже в этом возрасте готовы стать первоклассниками – это скорее исключение из общего правила. Не случайно оптимальным временем для «поступления» в школу выбрано именно достижение ребенком семи лет, а иногда чаду стоит и дорасти и пойти учиться на следующий год. Родителям нужно понимать, что обратной дороги уже не будет, и с этого момента детство у сына или дочери окончено. И если у ребенка что-то не будет получаться, ему станет сложно, то желание учиться может просто пропасть.
Психологи рекомендуют родителям тщательно обдумать вопрос готовности чада к школе. Если ему сложно привыкнуть, если адаптация занимает слишком много времени, то не стоит пускать все на самотек и ждать, пока ситуация разрешится сама собой. Важно вовремя обратиться к специалисту за помощью. Родителям не стоит забывать, что первый год обучения ребенка очень важен и именно он определит всю его дальнейшую школьную жизнь.