Россия, Республика Мордовия
г. Саранск, ул. Полежаева, 155

8 (8342) 343-101


Мышление – как оно устроено и как классифицируется

Мышление – как оно устроено и как классифицируется Каждый человек способен мыслить, мышление – это высшая степень человеческого познания, отражающая явления и предметы, позволяя нам получать знания о них. Когда мы растем, то познаем окружающий мир, и здесь мышление помогает установить общую связь между явлениями – это помогает решать конкретные познавательные задачи. Для этого мы должны уметь обобщать, имея соответствующие знания. Мышление помогает человеку верно ориентироваться в мире вокруг, понимая взаимосвязи, правильно вести себя в конкретных ситуациях.

Процесс мышления всегда идет активно со взаимодействием репрезентаций (понятий), являющихся его элементами. Так оперируя ими, человек переходит от одних мыслей к другим – так и протекает мыслительный процесс. У каждого понятия имеется содержание и объем. С помощью классификации мы относим то или иное понятие к определенному классу, с помощью понимания используем ту информацию, которая у нас уже имеется, предсказание помогает на ее основе спрогнозировать результат, а рассуждение позволит решить проблемы и задачи. С помощью общения человек передаст свои впечатления. Понятия мы изучаем на протяжении всей своей жизни – в этом заключается когнитивное развитие.

Чтобы у человека сформировалось понятие должна быть опора на те понятия, которые ему уже знакомы. Все понятия систематизируются и хранятся в нашей памяти как на большом складе. Правильно использовать их помогают ментальные модели – суждения о работе предметов либо об абстрактных понятиях. Также для формирования понятий используются коды языка – без него невозможно общение людей между собой.

Если говорить о более сложных видах работы мышления, то здесь уже потребуются другие конструкции – задействуется логика. Так процессом логического вывода называют дедукцию, она подразумевает переход от данных-посылок к заключениям путем задействования логических связей. В качестве примера связи можно привести силлогизм – в нем человек высказывает мнение о чем-либо или отношение к чему-либо, выявляет связи между предметами и фактами.

Развиваясь самостоятельно с одной стороны и получая опыт поколений с другой, человек закладывает основы продуктивного мышления. Чтобы освоить владение логическими связями, одного личного опыта будет мало. Человек, который умеет мыслить, способен рассуждать, находить решение логических задач без какой-либо практической деятельности. За счет логических связей мышление становится объективным, доказательным и убедительным. При этом имеется прямая связь с чувственным познанием.

Наряду с дедукцией нужно упомянуть и индукцию – если в первом случае в основе лежат логические связи, то во втором это наблюдение и организация процесса продуктивного творческого мышления. Это также называют эвристической деятельностью и применяют при поиске решений сложных жизненных задач. Различают две разновидности принятия решений – компенсаторная и некомпенсаторная модель. Разница между ними будет в том, что в компенсаторных моделях выбираются привлекательные варианты, а в некомпенсаторных варианты исключают.

Человек не всегда способен четко следовать логическим суждениям. Дело в том, что эта задача требует большого объема оперативной памяти. Если такового не хватает, то происходят сбои. Кроме того процесс мышления является сложным сам по себе и у двух разных людей никогда не будет проходить одинаково, как не будут одинаковыми принимаемые ими решения.