Россия, Республика Мордовия
г. Саранск, ул. Полежаева, 155

8 (8342) 343-101


Феномен клипового мышления и как уберечься от него

Феномен клипового мышления

Мы живем в век перенасыщения информацией, и это напрямую влияет на наше мышление. У наших современников оно становится клиповым – так мозг адаптируется к новым условиям, чтобы не пострадать от перегрузки.

Что такое клиповое мышление и как его распознать

Английское слово «clip» переводится как «фрагмент». Клиповое мышление, свойственное людям XXI века, можно назвать фрагментарным. Мы привыкли воспринимать информацию из СМИ посредством коротких трансляций и посланий. Сегодня это явление становится все более масштабным. В итоге люди утрачивают способность мыслить и самостоятельно анализировать.

Признаки клипового мышления:

  • скудное выражение эмоций, бедная мимика;
  • отсутствующая эмпатия;
  • склонность к поспешным выводам;
  • бедный словарный запас, цитирование фраз из мемов, фильмов и т.п.;
  • трудности с запоминанием.

Хорошо или плохо?

К счастью, у клипового мышления есть не только минусы, но и плюсы. Если не акцентировать внимание на негативных сторонах, то можно извлекать пользу из этого явления. Однако и о негативных моментах знать нужно:

  • информация поглощается бездумно;
  • появляется подверженность чужим суждениям и манипуляциям;
  • эмоциональный интеллект слабеет;
  • сложно концентрироваться на конкретной задаче;
  • невозможно глубоко усваивать знания;
  • трудно решать сложные задачи из-за растерянности.

А вот чем хорошо клиповое мышление:

  • мы можем быстрее реагировать на изменяющиеся условия вокруг, чтобы принимать важные решения;
  • мы можем продуктивно работать в многозадачном режиме;
  • наше внимание способно быстро переключаться;
  • нашему мозгу не страшны перегрузки от избытка информации;
  • мы имеем доступ к разной информации и хотим познавать мир, интеллектуально расти;

Особенности обучения школьников с клиповым мышлением

Фрагментарному мышлению подвержены и дети. По мнению педагогов, это большая проблема современных школьников, которые не хотят следовать школьной программе. У них нет желания читать и анализировать, заучивать стихотворения, писать сочинения и устно излагать свои мысли. Это заставляет учителей менять условия подачи информации. Потому в эпоху клипового мышления следует сосредоточиться на образах, исключив текстовую составляющую по минимуму.

Что может помочь педагогу на уроке:

  • ярко оформленные презентации;
  • тематические изображения;
  • запоминающиеся формулировки.

А если регулярно устраивать дискуссии по теме урока и проводить тренинги с целью научить детей концентрироваться на одной задаче, то на смену клиповому мышлению будет приходить понятийное.

Родители также могут внести свой вклад в борьбу с влиянием клипового мышления. Им стоит больше времени проводить вместе с детьми и постоянно вовлекать чадо в разговор. Полезно просить высказываться на ту или иную тему, побуждать больше говорить.

Как уберечься от клипового мышления

Несмотря на то, что мы живем уже в XXI веке, эволюция все еще идет. Мы развиваемся вместе с технологиями, а потому слово «борьба» применять к клиповому мышлению не совсем корректно, потому что оно неизбежно. Однако можно держать под контролем то, какую информацию получать, а от какой ограждать себя. Каждый человек делает такой выбор сам.

Как отсеивать информационный мусор:

  • не следить за новостями, где в основном один негатив или незначительные события;
  • не принимать на веру сомнительную информацию, а тщательно анализировать, подключать критическое мышление;
  • полностью отказаться от социальных сетей – если сложно сразу, то делать это постепенно;
  • перейти на бумажные книги с электронных и тем самым усваивать информацию на 25% лучше, слушать аудиокниги;
  • на 1-2 дня в неделю отказаться от гаджетов.

Итальянский психолог Л.Д. Палладино дает несложные рекомендации, которые помогут не терять сосредоточенности в эпоху фрагментарного мышления. Вот что нужно делать:

  • постоянно контролировать себя – если отвлеклись от дела на соцсеть, то спросите себя, чего вы сейчас не делаете. Так легче осознать свое беспокойство и желание избежать чего-то;
  • бороться с прокрастинацией и не откладывать дела на потом;
  • «прокачивать» уверенность в себе;
  • не допускать оскудения эмоций, развивать свой эмоциональный интеллект.

Следите за собой, воспитывайте и в себе, и детях духовность. Пусть вашей семьей управляют вечные ценности. Это тоже поспособствует правильному мышлению.